Официальный сайт журнала
О журналеГде найтиВсе номера

e-mail
карта сайта

Простые удары (№1 (21) от 22 октября 2008 года)

Мы продолжаем беседу с заслуженным мастером спорта Юрием Пащинским о тонкостях бильярдного мастерства. Тема сегодняшнего урока – простые удары.

Берем кий

Чтобы совершить результативный удар, прежде всего нужно правильно взять кий. Для начала определим место захвата. Для этого берем кий и кладем его на ребро ладони, пытаясь поймать равновесие, чтобы кий находился в горизонтальном положении. После того как баланс найден, делим расстояние от бампера до точки баланса. Этот воображаемый центр и будет местом захвата (фото 1).

уроки бильярдной игры с Юрием Пащинским

Кий держим двумя пальцами – указательным и большим. Не надо держать кий как зубочистку, и в то же время не нужно демонстрировать мертвую хватку, как будто у вас в руках копье. Вы должны, что называется, чувствовать кий, ощущать его вес.
Поделюсь с вами небольшим секретом. Его смысл в том, чтобы научиться бить весом кия. Кий для русской пирамиды весит около 700 граммов. Вам не нужно использовать всю силу вашей руки, потому что лишнее напряжение может помешать вам попасть в нужную точку, а кроме того, негативно повлияет на плавность хода кия. Нужно научиться как бы выбрасывать кий во время удара. Я держу кий указательным и большим пальцем. Когда отвожу его назад и молниеносно провожу вперед, он долю секунды находится в свободном полете. Таким образом, я не передаю ему лишнюю силу удара. Выполняя этот прием, очень важно научиться вовремя подлавливать кий. После того как наклейка соприкоснулась с шаром и задала ему инерцию, в эту же секунду надо кий остановить, потому что дальнейшее продолжение исказит удар.

Правильная стойка

Рука, которая держит кий, должна беспрепятственно двигаться назад и вперед, не мешая нашему телу. Мы ставим ноги и помещаем корпус в такое положение, чтобы правая рука уходила немного в сторону, тем самым обеспечивая движениям необходимую свободу. Левая нога (для правшей) выдвинута немного вперед и немного согнута – на нее идет опора. Правая нога вытянута, правая рука не мешает корпусу. Левая рука, на которую опирается шафт, находится не дальше чем в 10–15 см от битка. Это идеальное расстояние.
 

 

уроки бильярдной игры с Юрием Пащинским

Согнутая в локте правая рука, которая держит кий (я уже объяснил, как это правильно сделать), образует угол 90 градусов.

уроки бильярдной игры с Юрием Пащинским
 

Насчет положения локтя сейчас идет много споров. Кто говорит, что локоть во время удара, когда рука с кием совершает движение вперед, необходимо опускать, кто-то является противником этого. Допустим, когда я тренировался у известного мастера по снукеру Дерека Хилла перед чемпионатом Европы по снукеру, он убеждал нас в том, что локоть опускать нужно до конца. По-своему, как снукерист, он прав. Но мы играем в русский бильярд, здесь все сложнее: лузы меньше, шары больше. Мы просто не можем позволить себе воспользоваться такой филигранной техникой, как в снукере. Я придерживаюсь мнения, что рука должна совершать короткие движения. Чем длиннее пронос кия назад, тем больше риск допустить ошибку при ударе. Я сумел добиться того, что мои короткие удары достаточно сильны – могу ударить по шару так, что он вылетит с любого короткого борта. Есть такая поговорка – кто сильно бьет, тот сильно играет. Ширина игровой лузы – 71–73 мм. Диаметр шара 68 мм. Получается, мы располагаем запасом всего в 3 мм.
Когда мы бьем с большой силой, резина продавливается, и в нашем распоряжении уже луза шириной не 71, а 72 мм. Поэтому, даже совершив небольшую погрешность во время прицеливания, на достаточно сильном ударе можно продавить шар. Но не забывайте: чем сильнее удар, тем больше амплитуда движения кия назад, соответственно, тем сложнее привести наклейку в ту точку, куда вы метитесь. Поэтому нужно стараться играть на технику удара, а не лупить со всей силы. Считается, что хороший игрок владеет техникой эластичного, плавного удара, на котором, однако, можно бить так, что луза будет трещать.

Взгляд

Когда вы стоите в стойке и готовитесь к удару, вы должны видеть перед собой больше половины длины кия. Теперь рассмотрим чужой шар. Сначала я смотрю на биток, на ту часть, в которую хочу ударить. Зафиксировал. Потом смотрю на чужой шар и как бы направляю через него воображаемую линию в лузу. Потом опять смотрю на свой шар, отвожу руку назад, выдерживаю небольшую паузу, и во время непосредственно удара смотрю на точку прицеливания чужого шара.
В случае сыгрывания своего шара, я смотрю на точку, в которой с ним соприкоснется наклейка, нахожу точку прицеливания на чужом шаре, соединяю ее мысленно с выбранной точкой на своем шаре, и во время удара смотрю опять на чужой шар. То есть в обоих случаях именно во время удара надо смотреть на ту точку, куда вы присылаете либо свой шар, либо хотите попасть прицельным шаром.
Идеальное время прицеливания должно составлять не больше 5 секунд. Если вы будете целиться меньше, вы не успеете четко все отрегулировать. При длительном прицеливании глаз просто устает и не может долго держать информацию. Хотя бывает, на турнирах игроки целятся по 20–30 секунд, но мне кажется, надо беречь силы, которые уходят на концентрацию внимания. Глаза – это очень важный инструмент.

Клапштос

Один из моих любимых ударов. Считаю, что любому начинающему игроку очень важно отрабатывать этот элемент. А отрабатывается он интересным способом. Прицельный шар ставится на точку, куда обычно при разбое ставится биток. Биток же помещаем на линии, где выставляется пирамида. Моя задача сводится к тому, чтобы после удара красный шар оказался на месте белого. Удар наносится мягким, плавным ударом точно по центру шара. Соударяться между собой биток и прицельный должны также центрами – «лоб в лоб». Этот удар делается как на среднем, так и на слабом или сильном ударах. Но когда вы делаете клапштос на очень тихом, мягком ударе, это просто здорово! Этот элемент игры позволяет делать самый сложный винт, центральное вращение. Клапштосом вы можете выигрывать тактические позиции – создавать для партнера критическую позицию, когда ему просто некуда будет деваться. Потому что вы в любой момент можете оставить биток в том месте, в котором вам нужно.

Накат

Если представить шар в виде циферблата, то центр пересечения стрелок будет местом, куда наносится удар при выполнении клапштоса. Накат же играется в 12 часов. Это верхний винт – достаточно сложный. Тут всплывает любая погрешность. Если вы изначально бьете через весь стол, ошибка на долю миллиметра вытекает в сантиметры. Удар проходит по верхней части шара строго над центром. Я мягко прокатываю вперед, шар забивает прицельный и продолжает движение по своей траектории. Накат часто используется в отыгрыше, для выходов. Ведь чем отличается профессионал от любителя? Любитель просто забивает, а опытный игрок старается постоянно сделать выход. Стандартная ситуация, очень часто применяемая в игре, когда чужой и свой стоят на одной стороне небольшой резки. Тут очень выгодно играть в верхнюю часть шара. Резка сама позволяет битку выйти в нужном направлении. Тут всего лишь нужно своему ударить в верх шара, а прицельному практически «в лоб». Чужой падает, а свой возвращается в правую лузу. Очень удобно.

Оттяжка

Это, пожалуй, самый распространенный удар. Если вы посмотрите соревнования по телевизору, то
увидите, что в большинстве случаев игроки бьют под низ шара. Многие мне задают вопрос почему. Объяснение тому – обычная физиология. Человек устроен так, что совершая удар, при условии правильного захвата, ему удобнее всего проносить кий вниз, как бы подковыривая шар. На самом деле после ударения шара кий проходит выше битка, то есть делает такую амплитуду – снизу вверх. Это самый надежный вид удара. И не забывайте, что при таком ударе вы всегда можете пробить лузу. Когда вы бьете в нижнюю часть битка, даже при не очень точном, но сильном ударе можно отправить шар в лузу.
Эффект оттяжки противоположен эффекту наката: свой шар после соударения покатится назад. Таким способом можно легко контролировать выход. Оттяжка часто используется в динамичной пирамиде, когда забивают прицельный шар с руки, либо вытягивают на середину, в дальний угол поляны, где разбивают пирамиду. Удар должен быть коротким. Тут как раз лучше всего применять технику кистевого перехвата, о которой мы уже говорили, когда кий мгновение находится в свободном полете. При этом нужно поймать кий, пока наклейка не ушла дальше, чем на половину шара. Если проведете чуть дальше, шар забуксует на месте и не покатится назад. Если остановите кий слишком рано, шар просто уйдет вперед.

уроки бильярдной игры с Юрием Пащинским
 

Я бы назвал оттяжку, или нижний винт, самым важным ударом, тогда как верхним винтом еще можно обойтись, а центральный – проигнорировать. В игре профессионалов 80–90% ударов приходится именно под низ шара.
 

Количество существующих бильярдных ударов исчисляется десятками. Сегодня мы рассмотрели наиболее простые из них. Однако простота – достаточно условное понятие. Игрок, в совершенстве владеющий искусством клапштоса, наката и оттяжки, как говорится, хорошо вооружен. Освоив простые удары, можно переходить к более сложным и интересным, о которых мы поговорим в следующем номере.

Добавить комментарий       Вернуться к анонсам статей